Принципы работы омбудсмена

В День российского предпринимательства Президенту России Владимиру Путину была вручена «Книга жалоб и предложений российского бизнеса-2016». Это объемный доклад о проблемах предпринимательства, подготовленный бизнес-омбудсменом Борисом Титовым и его региональными коллегами. В «Книгу жалоб» были включены 231 системная проблема и 460 предложений по их решению. Проблемы сгруппированы по 30 направлениям, в их числе, к примеру, борьба с незаконным уголовным преследованием предпринимателей, противодействие коррупции, защита прав иностранных инвесторов. Проблемы были выявлены после обработки 25,4 тыс. обращений от предпринимателей, учитывались результаты двух федеральных опросов среди «собственников и руководителей высшего звена средних и малых компаний» (в одном из них принимали участие 4,2 тыс. респондентов).

Стоит отметить, что у каждого региона могут быть свои особенности и проблемы взаимоотношений власти и бизнеса. Нас же интересуют оренбургские нюансы. Поэтому за комментариями мы обратились к Виктору Коршунову, уполномоченному по защите прав предпринимателей в Оренбургской области.

- Механизм работы над ежегодным докладом уже отработан. Он основан на наиболее часто встречающихся обращениях предпринимателей, которые сгруппированы в 30 блоков-направлений. В каждом блоке – конкретные примеры, проблемы и наши рекомендации, как в дальнейшем избежать конфликтных ситуаций. Как правило, эти рекомендации касаются совершенствования законодательства.

- Виктор Александрович, что больше всего волнует оренбургских бизнесменов?

- Я бы выделил сферу государственного кадастра недвижимости, регистрации прав на недвижимость, государственной кадастровой оценки земель.

Одна из системных проблем касается органов местного самоуправления, которые заключают договора аренды земельных участков без предварительной постановки земельного участка на государственный кадастровый учет. Это позволяет администрациям МО злоупотреблять своим правом распоряжения земельными участками, менять по своему желанию арендаторов, диктовать в одностороннем порядке условия. Мы разбирались в такой ситуации в Оренбургском районе и пришли к выводу, что подобную практику необходимо запрещать на законодательном уровне, договоры аренды должны заключаться только после постановки земельных участков на государственный кадастровый учет. Было бы логичным провести проверки органами прокуратуры наличия подобных договоров в других МО области.

Еще один типичный пример. Как известно, при заключении договоров аренды земельных участков на срок до 1 года не требуется государственная регистрация договора аренды в органах Росреестра. На практике это также приводит к злоупотреблениям. Арендодатель, к примеру, может в одностороннем порядке изменить вид разрешенного использования земельного участка. А на что приходится рассчитывать арендатору, если он уже вложил серьезные средства в развитие инфраструктуры? Мы рекомендуем исключить на законодательном уровне возможность не регистрировать краткосрочные договора, при этом уменьшив в два раза размер госпошлины на регистрацию.

На мой взгляд, процесс проведения государственной кадастровой оценки земель и объектов капитального строительства не должен быть «черным ящиком». Сейчас для правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства этот процесс совершенно не прозрачен. С результатом оценки, которая напрямую влияет на размер земельного налога, налога на имущество, арендную плату за земельные участки правообладатель знакомится уже тогда, когда получает уведомление от налоговой о необходимости оплаты соответствующего налога. И предприниматель вынужден либо тихо закрываться, если налоговая нагрузка неподъемна, либо защищать свои права в арбитражных судах по 1 – 2 года, тратя деньги, время и нервы. Чтобы избежать этого, необходимо сделать доступной информацию об исходных данных, использованных при проведении оценки, факторах, влияющих на стоимость, чтобы правообладатель имел возможность оспорить несправедливые моменты в досудебном порядке. Мне кажется, необходимо создавать единый информационный портал для всей информации об оценке с электронным документооборотом. Аналогами такой системы могут быть интернет-портал госзакупок или «Электронное правосудие».

- Всем известно, что с 2016 года действует трехлетний мораторий на плановые проверки малого бизнеса - это была идея Путина, предложившего «надзорные каникулы» в послании Федеральному собранию в декабре 2014 года. Но на встречах с предпринимателями речь чаще всего ведется об обратном процессе. Почему?

- С этим вопросом и в нашу приемную приходят бизнесмены. И нам надо искать системные сбои, предлагать системные решения.

По данным управления  Роспотребнадзора по Оренбургской области за 2015 год, при снижении плановых проверок на 37% количество внеплановых увеличилось на 61%. При этом приостановка деятельности предприятия на время проведения проверки до 90 дней несет крайне негативные последствия для бизнеса. На мой взгляд, риск-ориентированный подход существенно снизит давление на бизнес. Какой смысл с одинаковым рвением и периодичностью проверять меры пожарной безопасности в атомной станции и уличном киоске? В «Книге жалоб» отмечено, что бизнес не выдерживает гнета проверок и административного контроля, надзорная деятельность превратилась в огромный неэффективный механизм, ориентированный только на «самовоспроизводство», поэтому нужно радикально сокращать контрольно-надзорные мероприятия. Омбудсмены предлагают вернуться к версии 2008 года закона № 294, который сегодня не позволяет предпринимателям использовать эффективные механизмы защиты своих прав.

На практике нередко бывает и так, что у предпринимателя ограничен доступ к информации о законности проверки, ее основаниях и предмете, согласованности прокуратурой участвующих в проверке органов власти. Чаще всего эта информация становится известна бизнесмену только после обращения в суд или прокуратуру для оспаривания результатов проверки. Поэтому логично создание Единого реестра проверок. После согласования с прокуратурой проверка получит уникальный номер, и вся информация о ней будет появляться в реестре в широком доступе. В противном случае проверка должна признаваться незаконной, а ее проведение не должно допускаться.

Не могу не отметить, что в 2015 году часть проблем, связанных с осуществлением контрольно-надзорных мероприятий, была решена. Продолжается внедрение и усовершенствование риск-ориентированных подходов в контрольно-надзорной деятельности, которые основываются на методике определения периодичности проведения плановых надзорных мероприятий в зависимости от категории, характеризующей степень риска объектов защиты и территории.

Положительных результатов достигло ГУ МЧС РФ по Оренбургской области. В зависимости от степени риска возникновения пожара, установлено 5 категорий объектов защиты. Для каждой категории, с учетом требований Федеральных законов № 294 и № 69, установлена периодичность проведения плановых проверок.

Есть положительные результаты в проведении контрольно-надзорных мероприятий по линии других контролирующих ведомств. Благодаря сводному плану и согласованию внеплановых проверок в определённой степени удалось решить проблему разрозненности проверочных действий органов государственного контроля в отношении предпринимателей.

На 2016 год число запланированных контрольных плановых мероприятий сократилось почти на 3 тысячи, потом, благодаря непосредственно вмешательству прокуроров, количество проверок уменьшилось ещё на 700. Прокурорами предотвращена каждая четвертая неправомерная проверка.

- Нынешний год начался с волнений ретейлеров, автомобилистов. А чью позицию занимают омбудсмены?

- Дело в том, что никто не спорит с необходимостью контроля за оборотом этилового спирта или взиманием платы за проезд по федеральным трассам, которая, кстати, была существенно снижена. Однако бизнес столкнулся с крупными финансовыми затратами во

время внедрения государственных автоматизированных систем учета ЕГАИС, «Платона», системы электронной ветеринарной сертификации и других. Титов в «Книге жалоб» предлагает законодательно закрепить механизмы налогового вычета в полном объеме затрат компаний на внедрение систем, синхронизировать отчетность, которая формируется в рамках всех этих систем, установить тестовые и переходные периоды.

- Виктор Александрович, к омбудсменам приходят с проблемами. А есть в вашей работе радостные, счастливые моменты?

- Их много. Процентов 60 – 70 обращений имеют положительный результат. Важно не только защитить одного, конкретного бизнесмена, но и сделать так, чтобы в подобные ситуации не попадали другие. Поэтому я и рассказал о системном подходе в нашей работе.

Институт уполномоченного развивается. Недавно мы получили право присутствовать в судебных заседаниях, где рассматриваются дела предпринимателей. Думаю, скоро расскажем об этом, как о сложившейся практике. Стоит отметить рост доверия к нашему институту со стороны предпринимательского сообщества. Если за второе полугодие прошлого года на прием пришли 180 руководителей малого и среднего бизнеса, то в нынешнем году уже 400. Приятно слышать слова благодарности, но неплохо и когда уходит человек счастливым, забыв сказать спасибо и свою проблему. Я считаю, что принцип работы омбудсмена как раз и состоит в этом: решил проблему – и все её забыли.

Фотографии: 
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий